Пишет ecoross1.livejournal.com/
Пропаганда СССР-США: почему Мосфильм проиграл Голливуду.
«Внимание! Сейчас мы их убьем» © советский боевик 30-х годов
«Когда он вырастет, уже никаких жуликов не будет» © советский боевик конца 70-х годов.
«Yippee-ki-yay, motherfucker» © голливудский боевик 80-х годов.
читать дальшеДавно собирался написать о соревновании пропаганды СССР и США. Поскольку в области колбасы данные до сих пор отрицаются сторонниками обеих крайностей , напишу о том, что знаю лучше – кино и литературе. Извините за много букв.
При матером тоталитаризме примерно за 15 лет только в жанре «исторический блокбастер» были сняты:
«Александр Невский», «Богдан Хмельницкий», «Иван Грозный», «Кутузов», «Минин и Пожарский», «Нахимов», «Петр Первый», «Степан Разин», «Суворов», «Ушаков» и «Корабли идут на бастионы». Плюс «Герои Шипки». Сейчас мало кто знает, но – «Пирогов», «Академик Иван Павлов», «Александр Попов», «Мусоргский».
Это я еще не беру фильмы про гражданскую, локальные конфликты и Великую Отечественную.
В это же время, между прочим, была Великая Отечественная, восстановление и холодная война. Несмотря на цензуру и пр., создатели вполне ездили за рубеж, им даже предлагали работу в Голливуде (Эйзенштейн). Ирония судьбы - при Сталине Калатозов во время войны был в США, при Хрущеве, несмотря на «Летят журавли», оказался невыездным. Советские зрители хорошо знали зарубежное кино и могли сравнить – посмотрите титры «Веселых ребят» или разговор героев Симонова в Сталинграде, живы ли Мэри Пикфорд, Дуглас Фербенкс и Бестер Кейтон (так).
В жанре «фэнтези» только Птушко снял «Каменный цветок», «Садко», «Меч и дракон» ака «Илья Муромец». Как он снял «Нового Гулливера» - ума не приложу . И он же потом снимет «Алые паруса», «Вия», «Сказку о потерянном времени» и «Руслана и Людмилу».
Роу опять же начинал творить при тоталитаризме.
А «Дети капитана Гранта» с извержениями вулканов, кондорами и акулами достойно смотрятся на уровне любого зарубежного приключенческого фильма 30-х годов. Тогда же сняли «Остров сокровищ», современно, мда.
Причем тогда и в кино, и в литературе не боялись показывать как героев, так и предателей.
50-е годы дали расцвет авторского кино, которое опять же не уступало мировому (одновременно зародив «я так вижу»). Могли выразить себя от "Операции Трест" до фильмов об авиации. Шон Коннери, Клаудиа Кардинале, Софи Лорен играли в советских фильмах, а Акира Куросава фильмы снимал.
А потом… Потом все.
По большому счету, в позднем СССР за … дцать лет сняли:
Один новогодний мюзикл (1956 года). Ну хорошо, «Эта веселая планета» - тоже;
Одну новогоднюю мелодраму;
Один фильм про альпинистов и Высоцкого;
Один вестерн для взрослых, причем антураж цельнотянут с раннего Голливуда, вплоть до катаний по барханам;
Один вестерн для детей, причем ремейк «Красных дьяволят»;
Один боевик про учения гвардейцев-десантников;
Один боевик - как всех спасает корабельный кок механик, бегающий босиком;
Один боевик про морскую пехоту и црушников;
Один сериал про будни отдела милиции;
Один минисериал про место сидения вора;
Один сериал про каналий со шпагами;
Один фильм-катастрофу (хорошо, и «Поезд вне расписания» - тоже);
Согласитесь, в мире сняли несколько больше. Если б не Андропов, про разведчиков-чекистов тоже сняли бы немного.
Т. е. не было а) реальной конкуренции б) понимания необходимости конвейера. Режиссер видел только жуткую цензуру, которая «не давала», а массовку, дорогую пленку и пр. воспринимал как само собой разумеющуюся, ни за что в итоге не отвечая.
Причем большинство приключенческих лент снималось на студии детских и юношеских фильмов. Т. е. неявно подразумевалось, что взрослым смотреть того же Штирлица неприлично. Поэтому на приключенческое кино явно жалели деньги – сравните «Стрелы Робин Гуда» без песен Высоцкого с «Крестоносцами», «Потопом», «Альбертом Великим», «Беккетом», «Кромвелем», «Айвенго», «Михаем Храбрым», «Графиней де Монсоро»… Внешне бюджет – как у тогдашних исландцев. «А ведь этот еще из лучших!»
Плюс в позднем советском кино победила политкорректность. Чтобы не обидеть финнов – в «После Советского Союза», где действие происходит в Швеции, даже не упоминали, какая такая «соседняя страна» воюет с СССР. Полякам давали ресурсы на «Крестоносцев» и «Потоп», а снять оборону Пскова или «Тараса Бульбу» было как-то неудобно, хотя второго даже в Голливуде сняли. Чтобы не обидеть татар… И т. д.
Больше того, «политкорректность» распространялась все дальше и дальше – борьба могла быть только «между хорошим и очень хорошим». Злодеев приходилось искать среди недорезанных потомков белогвардейцев, потом – пособников фашистов, но уже в 70-е годы это смотрелось несколько натянуто. Причем добро даже не могло зверски убить зло. А на чувства и всякие измены был партком.
Поэтому советской альтернативы французским боевикам, румынским эпикам, гдровским индейцам, индийско-мексиканским мелодрамам («Есения», хит проката), польским диверсанто-танкистам, гонконгскому кунгфу, не говоря уже о Голливуде, просто не было.
Приходилось отрываться на детективах/драмах из « их жизни», где пара хороших актеров могла создать действие на пустом месте.
Даже недавно сильнейшие жанры - «про войну» и «про фантастику» выхолащивались. В 60-е годы Голливуд не стеснялся перемонтировать «Планету бурь» Клушанцева и показывать как американский фильм. «Отроки во вселенной» еще были на уровне. А потом пришли «Звездные войны», «Чужой», «Конан-варвар» и «Терминатор». Ни сюжетно, ни бюджетно поздний СССР уже не мог создать ничего похожего. Ранний – мог.
Бондарчук, используя талант и халявную дивизию, мог снять «Войну и мир» (ответ голливудской, между прочим) и «Они сражались за Родину». А другие чуть позже предпочитали пилить бюджет на «БМВ уходит от погони», «ковбои против беляков» и ремейках тех же «Детей капитана Гранта», «Гиперболоиде инженера Гарина» и пр. Даже вьетнамскую войну, вот уж благодатнейшая для СССР тема, просто не заметили – «Координаты смерти» вышли аж в… 1985 году, опять же большей частью с размазыванием соплей.
СССР еще мог нанести ответный удар в детском кино, и то с помощью «Детства Терминатора», любви советских школьников Алисы, норвежцев - «И на камнях растут деревья», Бэтмена, Сарумана и ABBA – «Мио, мой Мио». А потом те же школьники при первой же возможности предпочтут Голливуд. А во взрослом кино приходилось ограничиваться страданиями советского офисного планктона. Кто может назвать сильных мужчин и выдающихся женщин в позднем советском кино? Поэтому оно и проигрывало вчистую не то что Голливуду, а «даст ист фантастиш» и «мое кунгфу сильнее твоего!» - репертуар кабельного ТВ и видеозалов 80-х помните?
Пишет ecoross1.livejournal.com/
Пропаганда СССР-США: почему Мосфильм проиграл Голливуду.
«Внимание! Сейчас мы их убьем» © советский боевик 30-х годов
«Когда он вырастет, уже никаких жуликов не будет» © советский боевик конца 70-х годов.
«Yippee-ki-yay, motherfucker» © голливудский боевик 80-х годов.
читать дальше
Пропаганда СССР-США: почему Мосфильм проиграл Голливуду.
«Внимание! Сейчас мы их убьем» © советский боевик 30-х годов
«Когда он вырастет, уже никаких жуликов не будет» © советский боевик конца 70-х годов.
«Yippee-ki-yay, motherfucker» © голливудский боевик 80-х годов.
читать дальше